Валерий Павлович Чкалов — личность легендарная. Истинный самородок. Был одарён талантом летать, как говорится, от Бога. Высочайший мастер лётного искусства периода винтовой авиации. Наша гордость и гордость страны. Создатель многих фигур высшего пилотажа. И неслучайно лучшие асы страны периода ВОВ — дважды Герой и трижды Герой Советского союза — А. Покрышкин и И. Кожедуб, сами высочайшие мастера лётного дела и воздушного боя, с благодарностью вспоминали В.П.Чкалова.
В
После гибели В.П.Чкалова 15 декабря 1938 года в целях увековечивания его памяти было издано Постановление ВЦИК СССР, в котором говорилось о создании в доме, где он родился и вырос, мемориального музея В.П.Чкалова, а также о постройке районного Дома культуры его имени и об установке бюста В.П.Чкалова на его родине. В районе долго подбирали работников для мемориального музея, и сделанный выбор был удачным. Директором был назначен Евгений Михайлович Боев. Он учился с Валерием Павловичем в одной школе, был только годом моложе, жил на одной улице, знал его прекрасно. Будучи директором; написал очень хорошие очерки о детских годах Валерия Павловича.
Кстати, ровесником и одноклассником Боева был Александр Михайлович Каманин — первый народный художник России в Нижегородской области. Они часто встречались и всю свою жизнь дружили. Евгения Михайловича Боева в посёлке знали все жители. Он был лучшим лектором по международному положению, активным исполнителем различных ролей в драмкружке посёлка, преподавал на рабфаке завода Ульянова-Ленина и был, пожалуй, одним из самых интеллигентных и образованных людей посёлка.
Хранителем музейных фондов и экскурсоводом стала Надежда Степановна Лимова. В посёлке эту небольшого роста изящную женщину знали как хорошую учительницу русского языка средней школы. Музей получил сотрудников с высшим образованием, красивых, зрелых, приятных в общении людей. А работа им досталась новая, сложная, интересная и — «с нуля».
К созданию музея и его развёртыванию был подключён Горьковский краеведческий музей с его опытными сотрудниками. Конечно, были привлечены Ольга Эразмовна — жена В.П.Чкалова, сестры и брат Валерия Павловича, а также Наталья Георгиевна (неродная мать Чкалова), Ольга Эразмовна отдала в музей много личных вещей и документов Валерия Павловича: костюмы, лётную форму, костюм, в котором он был в своём последнем полёте, шинель комбрига (это с 1939 года — генеральская шинель). Кстати, звёзды Героя — золотые медали — были утверждены тоже с 1939 года. Золотую звезду Героя передали дочери — Валерии Валерьевне. Сейчас звезда находится в Московском музее Героев Советского Союза.
В музее была создана обстановка московского Рабочего кабинета В.П.Чкалова — письменный стол с принадлежностями, диван и кожаные кресла, огромный архив газетной и журнальной прессы — советской и зарубежной. ГФ. Байдуков и А.В. Беляков предоставили бортовые журналы перелётов и карты. Голые стены после реставрации дома начали оживать. Боев и Лимова находились на работе, не считаясь со временем, — сколько потребует то или иное дело. Работали с большой отдачей, с упоением, можно сказать, с одержимостью.
Евгений Михайлович Боев был ещё и большим умельцем. У отчима он прекрасно научился столярному ремеслу и был мастером-краснодеревщиком. Имел отличный набор инструментов, по вечерам и в выходные дни собственноручно изготовил витрины к экспонатам музея — костюмам Чкалова, посуде и личным вещам. Все застеклённые витрины в музее — дело его рук. Сам стелил, крыл лаком. Большую часть рам к портретам Чкалова, фотографиям, большинство планшетов с текстами изготовлены его руками с любовью и тщанием.
Первый ангар для самолётов, личной машины В.П.Чкалова и для аварийного снаряжения самолёта АНТ-25 был построен по проекту Евгения Михайловича. Это было хлопотно: надо было вести прорабскую работу, в частности, «доставать» и привозить материалы: лес, кирпич, кровлю. В качестве директора музея Е.М. Боёв в дни войны осенью 1941 года привёз в музей самый значительный исторический экспонат — самолёт АНТ-25. Фактически спас его. А дело было так. В год открытия мемориального музея Чкалова в 1940 году самолёт АНТ-25 был на выставке в Париже. Это был особенно известный советский экспонат наряду со знаменитой скульптурой Веры Мухиной " Рабочий и колхозница«. В Европе шла война. Выставка в Париже закрылась, а экспонаты окружными путями возвращались на Родину. 22 июня гитлеровские войска напали на СССР. К осени создалась угрожающая обстановка под Москвой. Начались налёты на столицу. Возвратившиеся из Парижа платформы с экспонатами стояли на железнодорожных путях Москвы. Скульптуру забрали на ВДНХ (тогда ВСХВ), а самолёт на
Зимой 1944 года его экспозиция пополнилась самолётом «У-2» («ПО-2»). Его мастерски посадил лётчик между музеем и Домом культуры и подрулил прямо к ангару музея. Всю войну самолёт служил фронту и теперь, израсходовав ресурс, вернулся домой. «ПО-2» был подарен В.П. Чкалову Серго Ордженикидзе от имени Наркомата и правительства. На «ПО-2» в праздники на поле ипподрома-аэродрома близ посёлка В.П.Чкалов поднимал в воздух свою матушку Наталью Георгиевну и многих земляков. На этом самолёте во время предвыборной компаний 1937 года, когда Чкалов стал кандидатом в Совет Национальностей Верховного Совета СССР, он облетел половину Горьковской области — встречался со своими избирателями. В музее есть фотография: у самолёта стоят лётчик, на нём прилетевший, Надежда Степановна Лимова, первый секретарь райкома партии Чкаловского района — Лазарь Иванович Попов, председатель исполкома — Сундуков Тимофей Фёдорович, и я, тогдашний сотрудник музея — Маркин Николай Александрович.
Начиная с лета 1945 года, в музее было, пожалуй, рекордное число посетителей. По Волге чуть ли не ежедневно шли экскурсионные теплоходы — Москва-Астрахань, Москва-Ростов-Дон, Москва-Пермь, непременно делая остановку в Чкаловске. Толпы экскурсантов шли в музей, впускали по 50 человек. Было тесно, и мы с ног сбивались, их обслуживая. А были дни, когда теплоходы шли один за другим. Тогда вызывали дополнительно экскурсовода.
Между тем область и район начали работы по переносу зданий и учреждений из зоны затопления будущего водохранилища Горьковской ГЭС. Е.М. Боев был озабочен тем, чтобы осталось как можно больше фотографий и рисунков старого Чкаловска ~ посёлка Василёво, его улочек, зданий, цехов завода — затона Ульянова-Ленина, мест так или иначе связанных с именем Чкалова. В этот период я выполнил необходимые рисунки — память о старом Чкаловске, вошедшие в экспозицию музея. А на плечи директора музея снова легла сложнейшая задача: в целях сохранности дом-музей решено передвинуть от обрыва Волги на 40 метров. Ни одна из организаций не бралась выполнить эту работу. Е.М. Боев нашёл выход из положения. Бригада надёжных людей под его наблюдением выкопала под домом траншеи и положила в них рельсы. Укрепила нижние венцы брёвен, полы и балки. Поперёк рельсов положили круглые брёвна. На них опустили дом и потихоньку его покатили. В несколько приёмов дом-музей переехал на нужное расстояние, благо, усадьба это позволяла. Е.М. Боев был инициатором выставок художников в доме культуры. Выставлялись многие местные художники, в том числе А.М. Каманин и автор этой заметки. Мы мечтали создать в Чкаловске картинную галерею. После многочисленных ходатайств по инстанциям галерею удалось открыть только в 1979 году моей персональной выставкой. Экспонаты представляли, в основном, виды Чкаловска и самого В.П.Чкалова. Выставка удалась, почти все картины и рисунки стали собственностью галереи. Это был мой дар городу. Но главная заслуга в организации галереи принадлежит А.М.Каманину. Неслучайно она была позже названа его именем. Е.М.Боева не стало задолго до открытия галереи летом 1965 года. К сожалению, в Чкаловске нет даже мемориальной доски на доме, где он жил, не говоря уж о присвоении его фамилии новой улице или переулку.
Николай МАРКИН (Николай Александрович Маркин родился в 1921 году. Штатный сотрудник музея В.П.Чкалова в