Источник: https://vchkalov.ru/omusee/5227/

Сохранить для будущих поколений

Валерий Павлович Чкалов — личность легендарная. Истинный самородок. Был одарён талантом летать, как говорится, от Бога. Высочайший мастер лётного искусства периода винтовой авиации. Наша гордость и гордость страны. Создатель многих фигур высшего пилотажа. И неслучайно лучшие асы страны периода ВОВ — дважды Герой и трижды Герой Советского союза — А. Покрышкин и И. Кожедуб, сами высочайшие мастера лётного дела и воздушного боя, с благодарностью вспоминали В.П.Чкалова.

В 70-летие мемориального музея В.П.Чкалова нельзя не вспомнить первых его работников, зачинателей, руководителей и создателей — Евгения Михайловича Боева и Надежду Степановну Лимову. Они отдали лучшие годы жизни, свою силу и энергию, воспитали преемников. Я рад написать о них. Мне везло на хороших людей. И я благодарен судьбе, что она свела меня с ними и приобщила к работе в музее. Благодаря им я тоже вложил в него частичку своего труда, умения и способности.

После гибели В.П.Чка­лова 15 декабря 1938 года в целях увековечивания его памяти было издано По­становление ВЦИК СССР, в котором говорилось о со­здании в доме, где он ро­дился и вырос, мемори­ального музея В.П.Чкало­ва, а также о постройке районного Дома культуры его имени и об установке бюста В.П.Чкалова на его родине. В районе долго подби­рали работников для мемо­риального музея, и сде­ланный выбор был удач­ным. Директором был на­значен Евгений Михайло­вич Боев. Он учился с Ва­лерием Павловичем в од­ной школе, был только го­дом моложе, жил на одной улице, знал его прекрасно. Будучи директором; напи­сал очень хорошие очерки о детских годах Валерия Павловича.

Кстати, ровесником и одноклассником Боева был Александр Михайло­вич Каманин — первый на­родный художник России в Нижегородской области. Они часто встречались и всю свою жизнь дружили. Евгения Михайловича Боева в посёлке знали все жители. Он был лучшим лек­тором по международному положению, активным ис­полнителем различных ро­лей в драмкружке посёлка, преподавал на рабфаке за­вода Ульянова-Ленина и был, пожалуй, одним из са­мых интеллигентных и об­разованных людей посёлка.

Хранителем музейных фон­дов и экскурсоводом стала Надежда Степановна Лимова. В посёлке эту неболь­шого роста изящную женщи­ну знали как хорошую учи­тельницу русского языка средней школы. Музей получил сотрудни­ков с высшим образовани­ем, красивых, зрелых, при­ятных в общении людей. А работа им досталась новая, сложная, интересная и — «с нуля».

К созданию музея и его развёртыванию был подключён Горьковский краеведческий музей с его опыт­ными сотрудниками. Конеч­но, были привлечены Оль­га Эразмовна — жена В.П.Чкалова, сестры и брат Валерия Павловича, а так­же Наталья Георгиевна (неродная мать Чкалова), Ольга Эразмовна отдала в музей много личных вещей и документов Валерия Пав­ловича: костюмы, лётную форму, костюм, в котором он был в своём последнем полёте, шинель комбрига (это с 1939 года — генераль­ская шинель). Кстати, звёз­ды Героя — золотые меда­ли — были утверждены тоже с 1939 года. Золотую звез­ду Героя передали дочери — Валерии Валерьевне. Сейчас звезда находится в Московском музее Героев Советского Союза.

В музее была создана обстановка московского Рабочего кабинета В.П.Чка­лова — письменный стол с принадлежностями, диван и кожаные кресла, огром­ный архив газетной и жур­нальной прессы — советс­кой и зарубежной. ГФ. Бай­дуков и А.В. Беляков предо­ставили бортовые журналы перелётов и карты. Голые стены после реставрации дома начали оживать. Боев и Лимова находи­лись на работе, не счита­ясь со временем, — сколь­ко потребует то или иное дело. Работали с большой отдачей, с упоением, можно сказать, с одержимостью.

Евгений Михайлович Боев был ещё и большим умельцем. У отчима он прекрасно научился столярному ремеслу и был мастером-краснодеревщиком. Имел отличный набор инструментов, по вечерам и в выходные дни собственноручно изготовил витрины к экспонатам музея — кос­тюмам Чкалова, посуде и личным вещам. Все застек­лённые витрины в музее — дело его рук. Сам стелил, крыл лаком. Большую часть рам к портретам Чкалова, фотографиям, большин­ство планшетов с текстами изготовлены его руками с любовью и тщанием.

Первый ангар для само­лётов, личной машины В.П.Чкалова и для аварий­ного снаряжения самолёта АНТ-25 был построен по проекту Евгения Михайлови­ча. Это было хлопотно: надо было вести прорабскую ра­боту, в частности, «доста­вать» и привозить материа­лы: лес, кирпич, кровлю. В качестве директора музея Е.М. Боёв в дни вой­ны осенью 1941 года при­вёз в музей самый значи­тельный исторический эк­спонат — самолёт АНТ-25. Фактически спас его. А дело было так. В год открытия мемориального музея Чкалова в 1940 году самолёт АНТ-25 был на вы­ставке в Париже. Это был особенно известный советс­кий экспонат наря­ду со знаменитой скульптурой Веры Мухиной " Рабочий и колхозница«. В Европе шла война. Выставка в Париже закры­лась, а экспонаты окружными путями возвращались на Родину. 22 июня гитлеров­ские войс­ка напали на СССР. К осе­ни создалась угрожающая обстановка под Москвой. Начались налёты на столи­цу. Возвратившиеся из Парижа платформы с экспонатами стояли на железнодорожных путях Москвы. Скульптуру забрали на ВДНХ (тогда ВСХВ), а само­лёт на 2-х платформах сто­ял в ожидании. Музей авиа­ции СССР тогда размещал­ся в Москве, площадей не хватало, так что взять само­лёт он не мог. Тем време­нем краснокрылый АНТ-25 мог попасть под бомбы. Узнав от Е.М. Боева о создавшемся критическом положении, к делу энергич­но подключились Г.Ф. Бай­дуков и А.В. Беляков (ведь это был их родной само­лёт!), а также Ольга Эразмовна Чкалова — в то вре­мя депутат Моссовета. В результате было решено отдать АНТ-25 музею В.П.Чкалова. Евгений Михайлович Боев немедля отправился в Москву, отыскал на путях платформы с бесценным грузом, оформил докумен­ты, умолил железнодорож­ников как можно быстрее перегнать платформы в г. Горький, что и было сдела­но. Теперь все заботы об АНТ-25 легли на плечи Евгения Михайловича. Е.М Боев не сдавался, настойчиво обращался в Горьковский обком, облис­полком, в управление же­лезных дорог, в управление Верхне-Волжского паро­ходства. Добился перегона платформ к Волге. Для погрузки самолёта обратился, в военное училище, и буквально на плечах курсан­тов самолёт погрузили на баржу. По прибытию в Чкаловск баржу разгрузили усилиями жителей посёлка, в основном комсомольцев. Наконец-то самолёт оказался возле музея В.П. Чкалова. Ещё живы участники и свидетели этого события. Теперь в музее АНТ-25 -главнейший экспонат. Нельзя не сказать, как он тогда выглядел. Его крас­ная перкалевая обшивка была исписана автографа­ми и во многих местах по­рвана. Усилиями Горьковского авиазавода самолёт принял свой первоначаль­ный вид. Война продолжалась, и в 1944 году Е.М. Боев почти в 40-летнем возрасте был призван в армию, служил на Прибалтийском фронте по­литруком полка самоходных артиллерийских установок. После победы над Германи­ей — на Дальнем Востоке. Участвовал в операциях по разгрому Японии. Осенью 1945 года вер­нулся в родной дом и род­ной музей с двумя ордена­ми Красной Звезды и меда­лями: «За взятие Кенигсбер­га», «За победу над Германи­ей», «За Победу над Япони­ей». Пока он был на фронте, директором музея Чкалова была Надежда Степановна Лимова.

Зимой 1944 года его экспозиция пополнилась самолётом «У-2» («ПО-2»). Его мастерски посадил лётчик между музеем и До­мом культуры и подрулил прямо к ангару музея. Всю войну самолёт слу­жил фронту и теперь, израс­ходовав ресурс, вернулся домой. «ПО-2» был пода­рен В.П. Чкалову Серго Ордженикидзе от имени Нар­комата и правительства. На «ПО-2» в праздники на поле ипподрома-аэро­дрома близ посёлка В.П.Чкалов поднимал в воздух свою матушку Ната­лью Георгиевну и многих земляков. На этом самолёте во время предвыборной компаний 1937 года, когда Чкалов стал кандидатом в Совет Национальностей Верховного Совета СССР, он облетел половину Горьковской области — встре­чался со своими избирате­лями. В музее есть фотогра­фия: у самолёта стоят лёт­чик, на нём прилетевший, Надежда Степановна Лимова, первый секретарь райкома партии Чкаловского района — Лазарь Ива­нович Попов, председа­тель исполкома — Сундуков Тимофей Фёдорович, и я, тогдашний сотрудник музея — Маркин Николай Алек­сандрович.

Начиная с лета 1945 года, в музее было, пожа­луй, рекордное число посе­тителей. По Волге чуть ли не ежедневно шли экскур­сионные теплоходы — Мос­ква-Астрахань, Москва-Рос­тов-Дон, Москва-Пермь, непременно делая оста­новку в Чкаловске. Толпы экскурсантов шли в музей, впускали по 50 человек. Было тесно, и мы с ног сби­вались, их обслуживая. А были дни, когда теплоходы шли один за другим. Тогда вызывали дополнительно экскурсовода.

Между тем область и район начали работы по переносу зданий и учреж­дений из зоны затопления будущего водохранилища Горьковской ГЭС. Е.М. Боев был озабочен тем, чтобы осталось как можно больше фотографий и ри­сунков старого Чкаловска ~ посёлка Василёво, его уло­чек, зданий, цехов завода — затона Ульянова-Ленина, мест так или иначе связан­ных с именем Чкалова. В этот период я выполнил не­обходимые рисунки — память о старом Чкаловске, вошедшие в экспозицию музея. А на плечи директора музея снова легла слож­нейшая задача: в целях со­хранности дом-музей ре­шено передвинуть от обры­ва Волги на 40 метров. Ни одна из организаций не бралась выполнить эту ра­боту. Е.М. Боев нашёл вы­ход из положения. Бригада надёжных людей под его наблюдением выкопала под домом траншеи и по­ложила в них рельсы. Укре­пила нижние венцы брёвен, полы и балки. Поперёк рельсов положили круглые брёвна. На них опустили дом и потихоньку его пока­тили. В несколько приёмов дом-музей переехал на нужное расстояние, благо, усадьба это позволяла. Е.М. Боев был инициато­ром выставок художников в доме культуры. Выставля­лись многие местные худож­ники, в том числе А.М. Кама­нин и автор этой заметки. Мы мечтали создать в Чкаловс­ке картинную галерею. Пос­ле многочисленных хода­тайств по инстанциям гале­рею удалось открыть только в 1979 году моей персональ­ной выставкой. Экспонаты представляли, в основном, виды Чкаловска и самого В.П.Чкалова. Выставка уда­лась, почти все картины и рисунки стали собственнос­тью галереи. Это был мой дар городу. Но главная зас­луга в организации галереи принадлежит А.М.Каманину. Неслучайно она была позже названа его именем. Е.М.Боева не стало задолго до открытия галереи летом 1965 года. К сожалению, в Чкаловске нет даже мемориальной доски на доме, где он жил, не говоря уж о присвоении его фамилии новой улице или переулку.

Николай МАРКИН (Николай Александрович Маркин родился в 1921 году. Штатный сотрудник музея В.П.Чкалова в 1943-48 г. Инвалид ВОВ. Заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии, художник-постановщик кинообъединения «Мосфильм». Пенсионер, проживает в Москве.)

© МБУК "Мемориальный музей В.П. Чкалова"

Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.