Поделиться


Погода в Чкаловске

Павильон-ангар

  

В павильоне-ангаре музея находятся крупногабаритные экспонаты - самолеты, связанные с летной и испытательной деятельностью В.П. Чкалова. Прежде всего, это гигант АНТ-25, разметнувший алые крылья на всю длину ангара. На этом самолете чкаловский экипаж совершил два беспосадочных перелета: первый по маршруту Москва - Дальний Восток, и второй - через Северный полюс в Америку. 

 

 

В начале 30-х годов прошлого века перед отечественной авиацией была поставлена цель - летать выше всех, быстрее всех, дальше всех. Самолет АНТ-25 создавался специально для достижения предельной дальности полета. Он назывался еще "РД" - "Рекорд дальности".

 

 

Строительство первого образца АНТ-25 было завершено 15 апреля 1933 года, а 22 июня этого года летчик-испытатель М.М. Громов на этом самолете установил рекорд дальности полета по замкнутому кругу, пролетев 12411 километров за 75 часов 2 минуты.

 

 

3 августа 1935 года экипаж летчика Героя Советского Союза С.А. Леваневского предпринял попытку перелета на этом самолете через Северный полюс в США. Но летчиков постигла неудача. В полете произошла поломка маслопровода двигателя, и экипажу пришлось вернуться назад. Леваневский после этого разуверился в надежности конструкции самолета. Г.Ф. Байдуков, второй пилот этого экипажа, наоборот, считал, что самолет очень надежный, впоследствии он убедил в этом и своего друга В.П. Чкалова.

 

 

Так что же представляет собой конструкция "РД"? Это цельнометаллический одномоторный моноплан с двигателем АМ-34 конструкции А.А. Микулина. Отличительной особенностью его является большое удлинение крыла. Размах крыльев самолета составляет 34 метра. Обшивка его крыльев выполнена из гофрированного дюралюминия, обтянутого для уменьшения сопротивления полотном. В кессонах лонжеронов крыльев размещались топливные баки. АНТ-25 мог взять почти 6 тонн топлива. Пустой самолет весил 4,2 тонны.

 

 

В конструкции самолета была предусмотрена возможность посадки на воду. Самолет имел совершенное по тем временам радиооборудование, аэронавигационные приборы.
АНТ-25 в 1936 году экспонировался на XV Международной выставке в Париже, в 1939 году - В Нью-Йорке на выставке "Завтрашний день". В музей В.П. Чкалова АНТ-25 был доставлен в конце 1941 года. Экспонируется в полностью собранном виде с 1956 года после постройки павильона ангара. 

 

Рядом с самолетом в витрине находится аварийное снаряжение экипажа. Было предусмотрено все, чтобы в случае вынужденной посадки самолета экипаж мог просуществовать хотя бы несколько суток до прибытия спасательной службы. В аварийное снаряжение входили резиновая надувная лодка, палатка, резиновые спасательные пояса, канадские лыжи, спальные мешки, не гаснувший на ветру примус, два охотничьих ружья и многое другое. 

 

 

В ангаре экспонируется испытанный В.П. Чкаловым самолет-истребитель И-16. В 30-е годы это был один из лучших в мире скоростных самолетов.


Эта машина создавалась в конструкторском бюро замечательного авиаконструктора Н.Н. Поликарпова. Его при жизни называли "королем истребителей".


В.П. Чкалов стал шеф-пилотом конструктора Поликарпова в январе 1933 года.


В декабре этого же года он впервые вывел на взлетную полосу И-16. В процессе испытаний этот самолет доставил Чкалову много неприятных минут. Он неоднократно спасал машину от, казалось бы, неминуемой катастрофы. Однажды при аварийной ситуации катастрофы избежать не удалось, и самолет, упав на землю, разбился. Чкалов лишь чудом остался жив.

 

 

Разочарование в самолете приходило к Поликарпову, к директору авиазавода. Его решили снять с испытаний. Но Чкалову этот упрямый самолет нравился. Он обращается за помощью к наркому тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе, и испытания возобновляются. И Чкалов научил летать эту машину. Он приложил немало сил для того, чтобы этот самолет был пущен в серийное производство. Когда И-16 был уже на вооружении, Чкалов ездил по строевым летным частям и показательными полетами убеждал пилотов в совершенных по тому времени качествах самолета.

 

 

Истребитель И-16 выпускался серийно почти 8 лет в 24 модификациях. Все это время самолет непрерывно совершенствовался, увеличивалась мощность двигателя, а соответственно и скорость. Усиливалось вооружение истребителя. Но формы и обводы фюзеляжа крыла, основные размеры самолета оставались прежними. Размеры истребителя минимальны: размах крыльев 9 метров, длина фюзеляжа 5,9 метров.

 

 

  Цилиндрический, толстый фюзеляж, короткое, низко расположенное крыло - все это было необычным по сравнению с предшественниками и современниками И-16 - истребителями бипланной схемы.

 

 

Последний, 24 тип самолета, созданный в 1939 году, с двигателем М-63 развивал скорость свыше 500 км/час. Существовало несколько вариантов его вооружения, но чаще всего на истребителе устанавливались два пулемета и две пушки. Он мог нести 200 кг бомбовой нагрузки и шесть реактивных снарядов РС-82.

 

 

И-16 получил боевое крещение в небе республиканской Испании. Наши летчики воевали на этих самолетах на Халхин-Голе и озере Хасан, в 1940 году в Финляндии. И-16 принял участие в начальном периоде Великой Отечественной войны. В 1943 году эти истребители были сняты с вооружения.

 

 

В музей В.П. Чкалова самолет И-16 был доставлен в 1949 году. Разыскать и доставить И-16 в музей распоряжение дал тогда главнокомандующий ВВС маршал авиации К.А. Вершинин. К этому времени, найти такой самолет было уже очень сложно. И все-таки один экземпляр удалось найти. Он-то и был доставлен в музей. 

Есть в музее В.П. Чкалова еще один испытанный им истребитель. Это И-17.

 

В 1936 году в Париже проходила XV Всемирная авиационная выставка. На ней в числе трех советских самолетов экспонировался и И-17. На нем Чкалов показывал в небе Парижа свое искусство высшего пилотажа.

 

 

И-17 также был создан в результате творческого содружества конструктора Поликарпова и летчика-испытателя Чкалова. Новая машина во многом напоминала И-16. Однако он имеет более обтекаемую носовую часть, так как на нем установлен двигатель не воздушного, а жидкостного охлаждения. Двигатель М-100 конструкции В.Я. Климова обеспечивал самолету скорость до 500 км/час.

 

Этот самолет был экспериментальным. В серию он не пошел из-за того, что двигатели жидкостного охлаждения серийно не выпускались. В музей самолет И-17 поступил самым первым, летом 1940 года 

 

В ангаре музея хранится также личный самолет В.П. Чкалова У-2. Этот самолет был подарен Чкалову советским правительством после перелета на Дальний Восток. Валерий Павлович использовал его для поездок по депутатским делам, неоднократно прилетал на нем на свою родину в Чкаловск.

 

 

Самолет У-2 был создан Н.Н. Поликарповым как учебный в 28 году. Испытания его провел М.М. Громов и дал ему самую высокую оценку.

 

 

У-2 был прост и легок в управлении, при отказавшем моторе мог легко планировать, совершать взлет и посадку на самых маленьких аэродромах, а также в полевых условиях.

 

 

В 1944 оду после смерти Н.Н. Поликарпова самолет в честь конструктора был переименован в ПО-2.

 

Эти самолеты в течение многих лет были единственными учебными машинами в летных школах и аэроклубах.

 

 

С первых же дней войны У-2 использовались как связные, штабные, санитарные машины и, самое главное, как ночные бомбардировщики.

 

 

Самолет У-2 широко применялся и после войны в народном хозяйстве для производства сельскохозяйственных работ, за что и получил прозвище "кукурузник".

 

 

У-2 (ПО-2) держит в истории мировой авиации первенство по длительности его производства (выпускался с 1928 по 1953 год).

В музей самолет был доставлен в 1944 году. Экспонируется с момента постройки первого ангара в 1947 году.

 

Находится в ангаре самолет, о котором Чкалов мог только мечтать. Это МИГ-15бис. Скорость этого одного из первых реактивных истребителей отставляла свыше 1000 км/час. Именно о такой скорости мечтал Чкалов. МИГ-15 называли "самолет-солдат".

 

 

Самолета МИГ-15 полностью оправдали это название в воздушных боях Корейской Народной Демократической Республики против США в 1950 году. Они превосходили лучшие американские самолеты по скорости, маневренности и боевой мощи.


Длительное время Миг-15 использовался в частях ВВС как учебно-тренировочный.

 

В ангаре музея находятся еще два крупногабаритных экспоната: лимузин марки "Паккард" и моторная лодка-глиссер.


Автомобили "Паккард" были куплены и подарены, всем троим участникам перелета Москва - Северный полюс - США.


В музей автомобиль был передан семьей Чкаловых в 60-е годы.

   

  Лодка-глиссер была подарена В.П. Чкалову руководством Рыбинского судостроительного завода.