Поделиться


Погода в Чкаловске

История коллекции самолётов

 

 

Самолёт АНТ-25   или NO-25.

Самолёт АНТ-25 на котором Чкаловым, Байдуковым И Беляковым совершены перелёты Москва –о.Удд(Чкалов) и Москва – Северный полюс- США, прибыл в музей в начале 1942 года.

Самолёт прибыл на станцию «Правдинск»  без  предварительного извещения отправителем (завод №30) адресата и какой-либо  описи. Единственный документ указывал на станцию назначения – Правдинск – музей В.П.Чкалова и на то, что груз не габаритный, 1 место – 10 тонн. Самолёт был разобран и занимал 4 железнодорожных платформы.

Администрация железнодорожной станции «Правдинск» потребовала скорейшей разгрузки и освобождения платформ. Но крана представить не могли, отказывали и в какой-либо помощи людской силой. Детали же были так громоздки, казались такими тяжёлыми, что совсем не верилось в то, что выгрузить их без помощи механизмов не представляется возможным.

После долгих хлопот и поисков людей для разгрузки удалось заполучить «истребительный батальон» - человек 50 с Балахнинской бумажной фабрики.

Хлопоты и подготовка к выгрузке заняла более суток, а сама выгрузка 2-3 часа. После выгрузки самолёта с платформ на площадку у пакгауза, встал вопрос о транспортировке его в Чкаловск. Самолёт перевезли на машинах, санях, а крупногабаритные части на барже уже весной.

Крупногабаритные детали самолёта удалось сложить в небольшом ангаре, где уже находился самолёт ЦКБ-15 (И-17). Но из-за нехватки площадей самолёт АНТ-25 решили экспонировать с одним крылом. Работы по сборке и реставрации самолётов взялся сделать 21-й завод им.С.Орджоникидзе (в настоящее время – авиазавод «Сокол»). Представители завода состыковали фюзеляж,   хвостовую часть с центропланом и правым крылом. Была установлена подмоторная рама, а на ней мотор с винтами. Поставлено на место хвостовое оперение, киль и руль поворота, а также и шасси. Мотор для консервации был смазан и залит маслом.

Для обозрения кабины этого самолёта был устроен переходный мостик, деревянный, часть его лежала на основании крыла. Доступ в кабину был закрыт.

Свои могучие крылья самолёт АНТ-25 «расправил» лишь в 1955 году, когда для коллекции, состоявшей из пяти самолётов, был построен комфортный просторный павильон-ангар.

Самолёт И-17 (ЦКБ-15)

Самолёт поступил в музей летом 1940 года с 21 завода им. С.Орджоникидзе. Самолёт экспонировался на Всемирной авиавыставке в Париже в 1936 году, где экспонировался и  АНТ-25.

Истребитель поступил в разобранном виде - фюзеляж с центропланом, крылья и баки для горючего. Весной 1941 года, когда рядом с домом-музеем был построен ангар, самолёт собрали для экспозиции.

При сборке никакого существенного ремонта не производилось. Сохранена прежняя окраска.

Самолёт ПО-2 (У-2)

Самолёт ПО-2 или, как его называли раньше, У-2 находился в личном пользовании В.П.Чкалова как своеобразная премия. В.П.Чкалов прилетал на нём на свою родину, в Чкаловск, в 1938 году.  Имеется фотография: два юноши-школьника Тугов и Коряков  охраняют его. Точно установить, сколько раз Чкалов прилетал на нём, не  удалось, так как Валерий Павлович пользовался иногда самолётами Горьковского аэроклуба Осоавиахима.

После гибели Чкалова его самолёт, как и прежде, хранился на заводе им. Менжинского в Москве. А когда организовался музей В.П.Чкалова, самолёт был доставлен в Чкаловск. Но за неимением места в музее, где можно было бы хранить самолёт, его перевезли на хранение на территорию 21-го завода им. С.Орджоникидзе.

Только зимой 1944 года музею удалось заполучить этот самолёт к себе. Самолёт был доставлен по воздуху своим лётом.

При подготовке самолёта к экспонированию в 1947 году, он был укомплектован отсутствующими ранее деталями, заделана пробоина  на крыле, мотор залит маслом и законсервирован. Весь самолёт покрашен в первоначальный цвет.

Самолёт И-16

Самолёт И-16 доставлен в музей В.П.Чкалова в 1949 году с завода им. Фрунзе из города Горького.

Министерство авиапромышленности, в частности, маршал авиации  Вершинин, сочли необходимым поместить в музей  самолёт И-16, как имевший в лётно-испытательной деятельности Валерия Павловича большое значение.

Товарищем  Вершининым  было дано указание отыскать экземпляр самолёта, испытывавшийся Чкаловым. Но  его уже не оказалось ни на 39-м, ни на 21-м заводах, как не оказалось и вообще самолётов этой марки. Они были списаны и уничтожены.